Вряд ли кто будет спорить с тем, что родительство – нелегкая ноша и серьезная ответственность. Вопрос в другом – следует ли из этого, что в отношении мам и пап должна фактически прекратить свое действие презумпция невиновности?
Это – вовсе не игра слов и не пустые страшилки для недалеких. Как говорится, за что купили, за то и продаем. Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект о социальном патронате (первый из т. н. «ювенального пакета»), который, если судить, опять же, лишь по сухому законотворческому слогу, предполагает, что каждая семья по умолчанию может нуждаться во внешнем надзоре. Т. е. случай из исключительного переводится в стандартный.
Судите сами: «Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства, установлено, что родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав». Выделенный фрагмент красноречив и вполне объясняет непраздные тревоги родительской общественности, которая уже буквально завалила и Думу, и Кремль петициями. Ведь предполагается, что обследование условий жизни каждой семьи теперь вменяется органам не только в право, но даже и в обязанность.
И повод видится вроде бы благим – не проморгать беду. Ведь есть и другая грустная правда: насилие в семьях действительно случается. Есть же родители-социопаты, детям которых реально не позавидуешь и которым этот самый соцпатронат ох как нужен. Но одно дело – выискивать в пшене плевела и отсеивать (это работа), а совсем другое – все пшено объявить грязью (это халява). Справедливо же говорится: кто ищет, тот всегда найдет. Вот и органы опеки, следуя нормам закона о патронате, будут, что естественно, работать не покладая рук, выискивая в каждой семье признаки неблагополучия.
Надо сказать, в России уже сейчас есть не то что целые кварталы, но и целые города, где к неблагополучным семьям можно условно причислить каждую первую. Ведь у авторов законопроекта есть свои представления о благополучии – срисованные, вероятно, с их же семей. В холодильнике нет необходимых ребенку апельсинов и свежего творога? Старый монитор компьютера портит зрение? Одет «не по сезону» и в дешевую синтетику? Да это же гестапо какое-то, или, в формулировке законопроекта, «социально опасное положение».
Да, защитники предлагаемой нормы возразят: социальный патронат, внешний надзор за семьей – в любом случае выбор самих родителей. Т. е. предполагается, что государство будет заключать некий договор с родителями, которые, как установила опека, поставили свое чадо в то самое социально опасное положение. Демократично, красиво, но есть одна лишь оговорка: если родители откажутся подписывать данный договор, их обяжут это сделать через суд, либо, как несложно догадаться, лишат родительских прав. Колхоз, как известно, дело добровольное...